На главную

Статья

Выдержит ли конкуренцию российская легкая промышленность: интервью с экспертом

Выдержит ли конкуренцию российская легкая промышленность: интервью с экспертом

О тенденциях в легкой промышленности, программах импортозамещения, «умных» тканях, а также о том, как крупнейшая компания отрасли — холдинг «БТК» — организовала производство полного цикла, РБК рассказал заместитель генерального директора «БТК холдинг» Сергей Базоев.

— Какие ключевые тенденции в легкой промышленности вы бы отметили?

— Тенденции в отрасли определяются тремя основными направлениями: кардинальными изменениями в используемых материалах, внедрением новых технологий и поддержкой отрасли в России со стороны государства, в том числе в рамках программ импортозамещения.

В последние годы на глобальном рынке происходит сокращение выпуска натуральных материалов, при этом их производство в целом характеризуется нестабильностью из-за зависимости от урожая хлопка и других культур. С другой стороны, происходит рост населения и общего потребления продукции. Эти факторы заставляют производителей искать и разрабатывать новые материалы на базе искусственных и синтетических волокон. Ведущие страны идут по пути максимального использования этих материалов в готовых изделиях в самых разных отраслях: спорте, модной индустрии, защитной и повседневной одежде и других сферах.

В последнее время появились инновационные и экологически чистые технологии, которые позволяют обеспечить выпуск материалов из искусственных и синтетических волокон, по ряду показателей превосходящих натуральные. В перспективе уровень развития технологий обеспечит их превосходство по всем показателям, при этом изделия из натуральных материалов, скорее всего, будут играть нишевую роль. В технологиях производства тканых и вязанных изделий также произошли серьезные изменения. Для выпуска этой продукции появилось настолько высокопроизводительное оборудование, что фактор дешевой рабочей силы в Юго-Восточной Азии, ранее игравший очень важную роль, сегодня теряет свою значимость.

В технологиях маркетинга и продаж продукции легкой промышленности также есть изменения. Будущее за кастомизацией, когда одежда производится под конкретного потребителя, который сам может выбирать внешний вид изделия, а точные мерки с него снимаются с помощью 3D-сканера. В производстве обуви уже тестируются технологии 3D-печати, есть технологии вязки готовых изделий под конкретного потребителя.

В России при активной поддержке отрасли со стороны государства в последние годы развивается внутреннее производство в легкой промышленности. Кроме того, наблюдается рост интереса со стороны крупных международных сетей к размещению заказов на пошив готовой одежды в нашей стране. Наша компания полностью идет в духе данных тенденций и с учетом всех мер поддержки со стороны государства инвестирует в собственное производство и новые технологии.

— Что российский производитель может предложить рынку на сегодняшний день?

— Отечественные предприятия пока не могут предложить весь спектр материалов и готовой продукции. Сказывается долгий период недофинансирования отрасли и последствия упадка легкой промышленности в постсоветский период. Но есть сегменты, в которых российские производители конкурентоспособны. Например, по данным министерства промышленности и торговли России, внутреннее производство специальной защитной одежды выросло в 2016 году на 40%, и сегодня в России производится профессиональная одежда, которая успешно конкурирует с импортными аналогами. Есть успешные примеры российского производства качественной продукции для активного отдыха, школьной формы и т. д. Потенциал отечественного производства еще не в полной мере реализован, и со стороны предприятий и властей предпринимаются попытки объединить усилия для разработки, производства и продвижения качественной российской продукции на внутреннем рынке и за его пределами.

— Как бы вы оценили результаты программ импортозамещения в целом по отрасли?

— Они сильно отличаются в зависимости от сегмента. С точки зрения пошива — кардинальный прогресс. С точки зрения освоения производства высокотехнологичных материалов мы еще только в начале пути.

— Группа компаний «БТК» — крупнейший холдинг легкой промышленности в России, который специализируется на производстве высокотехнологичного текстиля, одежды, обуви. Каковы инвестиции БТК в модернизацию?

— За последние десять лет мы инвестировали более 10 млрд рублей в модернизацию швейного и трикотажного направления, запустили новый текстильный комплекс для производства инновационных материалов в Ростовской области, реализуем проект модернизации комбината в Алтайском крае. Стратегия нашего холдинга — это реинвестиция 100% прибыли в развитие.

— Расскажите о технологиях, которые вы применяете в производстве.

— Если говорить о технологиях, то многие способы обработки ткани, которые мы освоили в производстве в Ростовской области, для России уникальны. Речь идет как о создании «умных» тканей, применяемых в спорте высоких достижений, в специальной защитной одежде, так и о техническом текстиле с различными свойствами, применяющемся в строительстве, автомобилестроении, медицине и т. д.

— Какие основные успехи компании вы бы отметили?

— За последние пять лет из крупного производителя одежды мы создали компанию полного цикла, выстроили всю производственную цепочку — от прядения до пошива готовых изделий. Мы разрабатываем, производим и поставляем широкий ассортимент продукции компаниям различных отраслей и конечным потребителям. Сегодня холдинг производит материалы, которые раньше закупались исключительно за рубежом, и это материалы с высокой инновационной составляющей.

Группа компаний «БТК» объединяет двенадцать швейных площадок, две текстильные фабрики с полным циклом производства и предприятие по выпуску трикотажного полотна и трикотажных изделий. Предприятия расположены в основном в России, и по одной площадке — в Республиках Южная Осетия и Беларусь. Ежегодно мы можем выпускать более 5 млн единиц швейных и 17 млн единиц трикотажных изделий, 25 млн метров ткани и трикотажного полотна.

Мы предлагаем клиентам разработки профессиональной одежды, учитывающие специфику их деятельности, разрабатываем новые ткани, осваиваем новые виды продукции для конечного потребителя, в частности, готовим к выводу на массовый рынок свой бренд одежды для активного отдыха Urban Tiger.

— Каковы планы по развитию бизнеса БТК?

— В наших ближайших планах — второй этап модернизации комбината в Барнауле, направленный на повышение качества продукции и рост производительности. Это позволит нам увеличить выпуск хлопковых и смесовых тканей и создать крупнейшее производство в Сибири.

— Вы работаете только в России или отправляете свою продукцию и на экспорт?

— Мы начали первые поставки на экспорт в страны Евросоюза в прошлом году и планируем развивать данное направление. Здесь нам приходится конкурировать с ведущими мировыми производителями с уже отработанными технологиями, системой сбыта и ассортиментом. Пока объемы экспорта незначительные, но потенциал у данного направления очень большой.

— Как обстоят дела с профессиональными кадрами в отрасли?

— Острый дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь рабочих и инженерных специальностей, — это один из важнейших вопросов для нашей компании и отрасли в целом. За последние годы кадровый потенциал был сильно утрачен, а подготовка рабочих и инженерных специальностей не соответствует потребностям отрасли.

— Как вы повышаете квалификацию своих сотрудников?

— В БТК работа по привлечению, обучению и развитию работников ведется на системном уровне. Мы проводим обучение сотрудников, организуем обмен опытом между площадками. Пока на ключевые участки, где используются новейшие технологии, в качестве наставников мы привлекаем иностранных специалистов, но постепенно наши сотрудники овладевают всеми необходимыми навыками и технологиями.

— Как вы оцениваете меры господдержки индустрии?

— За последние несколько лет внимание со стороны государства к нашей индустрии возросло. Легкая промышленность отнесена к числу перспективных отраслей, имеющих возможность стать драйвером развития российской экономики. Существующие меры государственной поддержки легкой промышленности мы считаем адекватными текущей ситуации. Наша отрасль сильно недокапитализирована, и меры поддержки позволяют мотивировать компании инвестировать в развитие.

— Есть ли какие-то направления, где бизнесу не хватает поддержки государства?

— Важно акцентировать внимание на двух аспектах, где мы видим необходимость более активного участия государства. Во-первых, при развитой нефтехимической и лесной промышленности мы закупаем сырье высокого качества для синтетических и искусственных тканей за рубежом. Поэтому необходимо восполнить звено нефтехимической переработки для организации в России выпуска синтетических и искусственных волокон для текстильной промышленности. Создание таких производств требует серьезных инвестиций, и без государственной поддержки это практически нереализуемо. Во-вторых, утрачены технологии текстильного и швейного машиностроения. Оборудование для легкой промышленности в большей степени импортное. Решение вышеуказанных проблем позволит в полной мере обеспечить конкурентоспособность российской легкой промышленности.

легкая промышленность

Факты, тенденции, перспективы

Полную версию
проекта смотрите
с вашего компьютера.