На главную

Статья

Перспективы создания модного кластера в Санкт-Петербурге

Перспективы создания модного кластера в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге в скором времени появится модный кластер для российских дизайнеров и производителей одежды и обуви, который призван помочь развитию бизнеса, повышению квалификации сотрудников, продвижению продукции и поиску новых рынков сбыта, в том числе за рубежом. После успешного опыта северной столицы за нею могут последовать и другие регионы, создавая подобные кластеры, организуя современные цифровые производства и расширяя образовательную базу.

Будущая столица моды

Во многих европейских городах модная индустрия уже давно превратилась в драйвер экономического развития стран. Яркий пример — итальянский Милан, где не только работает масса знаменитых дизайнеров, но и начинают свой путь в мир моды молодые талантливые художники. Здесь регулярно проходят модные показы и шумные фешн-мероприятия, привлекающие тысячи ценителей и посетителей практически из всех уголков мира. Доход от миланских распродаж ежегодно увеличивает ВПП страны почти на 10 млрд евро. Подобная столица моды мирового масштаба в скором времени может быть создана и в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург пока не использует полностью свой креативный потенциал, а ведь все основания, чтобы стать центром российской моды, у города есть. Здесь работают более 2 тысяч дизайнеров и свыше 450 компаний, которые производят одежду, обувь, аксессуары для внутреннего и внешнего рынка. В Санкт-Петербурге регулярно проходят ключевые мероприятия модной индустрии: Санкт-Петербургская неделя дизайна, Mercedes-Benz Fashion Week Russia, выставка легкой промышленности «Индустрия моды» и многие другие.

В Санкт-Петербурге работают более 2 тысяч дизайнеров и свыше 450 компаний-производителей.

У города на Неве богатое культурное наследие, из года в год растет число туристов и студентов, развиваются творческие вузы. Согласно исследованию PwC и Calvert 22, Санкт-Петербург занимает второе место в России по индексу креативного капитала. Можно сказать, что Северная столица уже заочно стала центром, формирующим современную культурную, модную, медиа-, рекламную индустрии.


На сегодняшний день в Петербурге действует городская программа для дизайнеров и производителей в сфере легкой промышленности, разработанная при поддержке Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. Но город решил пойти еще дальше: создать модный кластер и заявить о себе сначала на всю Россию, а затем и на весь мир.

Главный стратегический ориентир проекта — увеличение доли легкой промышленности в ВВП региона в 3,5 раза к 2020 году. К слову, глобальный рынок моды оценивается более чем в $3 трлн. Став модным центром России, Северная столица имеет все шансы претендовать на часть мирового «пирога».

В России огромное количество молодых талантливых дизайнеров, готовых к конкуренции не только на внутреннем, но и на зарубежном рынке. Уже сейчас многие зарубежные «селебрити» заказывают одежду, отшитую российскими дизайнерами. К сожалению, известных имен пока не так много, как талантов. Именно поэтому в Санкт-Петербурге — городе, представляющем собой своего рода культурную «витрину» нашей страны, — как никогда актуально создание модного кластера, создание в России индустрии дизайна. Важно дать возможность дизайнерам и производителям найти хороший контакт для перехода от частных коллекций к промышленным, к серьезному производству. И Минпромторг будет активно этому способствовать и поддерживать.

Виктор Евтуховстатс-секретарь Минпромторга

Условия и преференции
Согласно исследованию PwC и Calvert 22, Санкт-Петербург занимает второе место в России по индексу креативного капитала.

Город будет всячески содействовать созданию и развитию модного кластера. Это касается как создания инфраструктуры в целом, так и отдельных компаний — участников кластера. Поддержка будет сфокусирована на стратегических направлениях.

Во-первых, финансирование: субсидии на аренду, лизинг оборудования, льготные кредиты, то есть все те инструменты, которые уже имеют применение в различных отраслях. Кроме того, правительство города планирует подготовить комплекс налоговых преференций для компаний сферы легкой промышленности и индустрии моды.

Поддержка города будет сфокусирована на стратегических направлениях: финансирование, льготная аренда, оборудование и др.

Во-вторых, льготное предоставление площадей, которые находятся в собственности города, для размещения фешн-пространств и производств. Помещения будут предоставляться по договору аренды или концессии. Аренда подойдет молодым дизайнерам, не планирующим осуществлять масштабные инвестиции. Концессия же заинтересует крупные долгосрочные проекты, для которых нужны большие площади. Подобная практика работает и в других странах. Например, самое крупное креативное пространство Германии, Kraftwerk Mitte в Дрездене, создано в здании бывшей электростанции. И, как и в России, в Германии на аренду помещений в Kraftwerk Mitte действуют льготные ставки. В Санкт-Петербурге под креативные объекты будут оформлены особняк Игеля, дом Александра Брюллова на Кадетской линии, Апраксин двор и др.


Также могут появиться новые креативные лофт-центры. Сегодня в Санкт-Петербурге уже работает филиал центра дизайна ArtPlay в помещениях бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения, где представлено довольно много молодых и известных дизайнеров.

В-третьих, технологическая база. В бизнес-инкубатор для молодых дизайнеров будет поставляться самое современное оборудование, город будет содействовать внедрению новых технологий, созданию «цифровых фабрик».

Сегодня по ряду сегментов легкая промышленность показывает уверенный рост. Но это в большей степени касается рынков B2B и B2G. Настало время перейти на стадию импортоопережения в создании разработок с последующим массовым выпуском потребительских изделий. То есть беремся за самый трудный для управления, но, наверное, наиболее интересный для молодых творцов, дизайнеров, менеджеров рынок B2C. Поэтому идея создания в Санкт-Петербурге и Ивановской области дизайнерских кластеров заслуживает серьезной поддержки. Главное, что появились профессионалы, которые знают, что будет востребовано покупателями. Хотя сейчас продукция в своем большинстве производится в Китае, уже подписана инвестпрограмма по развитию отечественных фабрик. Вместе все эти меры помогут нам добиться реальных результатов и отвоевать на суперконкурентном рынке свою долю.

Евгений Рыжовдиректор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга

Эльгиз Качаев, председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга: Залог будущего прогресса связан не только с увеличением объема производства, но в большей степени с введением качественно новых технологичных форм производства, с применением новейших технологий и инноваций. Поэтому в основу проекта заложено создание современного промышленного кластера, состоящего из высокотехнологичных предприятий легкой промышленности.

В-четвертых, образовательная база. В Санкт-Петербурге функционирует большое число специализированных учебных заведений, «заточенных» под подготовку кадров в сфере моды, например, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна и Академия моды и бизнеса. Кроме того, планируется, что вузы будут в качестве дипломов принимать бизнес-стартапы в сфере моды, включающие не только собственно предложения и идеи, но и способ организации производства, а также каналы дистрибуции, инструменты для продвижения. Подобные стартапы в индустрии моды станут еще одним хорошим стимулом для развития отрасли. Это принесет городу сотни, а то и тысячи новых рабочих мест, повышение уровня и квалификации занятых в отрасли специалистов, а возможно, и возникновение новых образовательных площадок.

Продвижение в массы

Одним из важных направлений поддержки является продвижение российской продукции на основе изучения лучших мировых практик. «Зонтичный» бренд «Сделано в Санкт-Петербурге» смогут использовать ведущие и начинающие дизайнеры, производители и ритейлеры. Начнут работу сети специальных креативных шоу-румов.

Российским компаниям нужно соответствовать мировым потребительским трендам и развивать клиентоориентированный подход в своей работе. Например, учитывать растущую популярность e-commerce среди клиентов, создавать модные интернет-площадки с продукцией брендов из Санкт-Петербурга.

Также планируется проводить в городе знаковые офлайн-мероприятия: модные показы, фешн-выставки, ярмарки с участием как российских, так и зарубежных дизайнеров и бизнесменов. Это будет способствовать улучшению имиджа Санкт-Петербурга как центра моды в России и привлечет в отечественную креативную индустрию новых клиентов, партнеров и инвестиции.

Необходимо формировать имидж Санкт-Петербурга как национального и международного центра моды, что в комплексе позволит достигнуть намеченной цели и экономической эффективности проекта. Безусловно, намеченный процесс — это долгосрочный проект, сопровождающийся целым комплексом мероприятий, каждое из которых направлено на развитие производства и инфраструктуры не только будущего кластера, но и реально существующих на рынке игроков модной индустрии, что вкупе дает толчок к развитию легпрома всего региона.

Эльгиз Качаевпредседатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

База модного кластера в Санкт-Петербурге
Учебные заведения творческой направленности
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
  • Санкт-Петербургская государственная промышленная академия А. Л. Штиглица
  • Академия моды и бизнеса в Санкт-Петербурге
  • Колледж петербургской моды
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • Смольный институт Российской академии образования
Модные мероприятия
  • Санкт-Петербургская неделя моды
  • Aurora Fashion Week
  • Mercedes-Benz Fashion Week Russia
  • «Адмиралтейская игла»
  • Выставка легкой промышленности «Индустрия моды»
Модные пространства
  • Центр дизайна Artplay
  • Галерея российских дизайнеров «Лугlook»
  • Галерея одежды и обуви молодых дизайнеров Maker Design Loft
  • Магазин молодых дизайнеров Freedom Store
Модные дизайнеры

Янис Чамалиди, Татьяна Парфенова, Игорь Гуляев, Стас Лопаткин, Татьяна Котегова, Виктория Афанасьева, Алена Ахмадуллина, Давид Кома и др.
Модные бренды: Zarina, Oddji, Befree, Love Republic, Concept Club, БТК и др.

Профессиональные модные сообщества
  • Союз производителей легкой промышленности
  • Санкт-Петербургский союз дизайнеров
  • Санкт-Петербургский синдикат моды

легкая промышленность

Факты, тенденции, перспективы

Полную версию
проекта смотрите
с вашего компьютера.