На главную

Статья

Модернизация кожевенных предприятий ускоряет импортозамещение

Модернизация кожевенных предприятий ускоряет импортозамещение

О ключевых тенденциях в кожевенной индустрии, развитии импортозамещения и важных инвестиционных проектах рассказал РБК Игорь Сурин, председатель совета директоров Группы компаний «Русская кожа».

Ключевые тенденции в легкой промышленности, по вашим оценкам? Какие прогнозы на год, 3-5 лет?

Основным трендом лёгкой промышленности России в целом является техническое перевооружение. Особенно ярко это проявилось в последние три года. Появились новые инструменты поддержки и мотивации. Минпромторгом были открыты такие программы, как субсидирование процентной ставки по кредитам, направленным на закупку нового оборудования, и, конечно, субсидированный лизинг.

Возраст оборудования на предприятиях достигал 20-30 лет, и, несмотря на то что на нём можно производить продукцию, оно уступало не только по производительности, но и по возможности выпускать технологически сложную продукцию и материалы. Сегодня производители оборудования непрерывно совершенствуются, предлагая заводам новые возможности, и отставание в модернизации ведёт к снижению конкурентоспособности предприятий.

Оборудования отечественных производителей пока представлено очень мало. Возможно, и здесь мы увидим изменения, если промышленность в целом начнёт расти. А сегодня мы вынуждены закупать импортное оборудование, и, конечно, основным инструментом поддержки здесь является финансовый.

Что сегодня российский производитель может предложить рынку?

Те предприятия, которые проводят модернизацию, уже сегодня могут предложить рынку продукцию, не уступающую лучшим зарубежным аналогам. В ближайшие 3-5 лет эта тенденция будет только усиливаться, так как процент нового современного оборудования на предприятиях неуклонно растёт.

Как бы вы оценили импортозамещение в целом по отрасли?

Поддержка проектов импортозамещающих товаров и материалов также была бы невозможна без создания современных производств, оснащённых новым оборудованием. Мне кажется, что импортозамещение в кожевенной индустрии проходит с очень хорошей динамикой. Организовано производство сложных материалов, таких как авиационная кожа и кожа для салонов автомобилей. Закуплено оборудование и освоены технологии с новыми видами отделки кожи, например, дублирование натуральной кожи с плёночными покрытиями, обладающими яркими разнообразными спецэффектами. Это очень важно для детского и женского ассортимента изделий, где требуется большое разнообразие и широкий спектр цветовых комбинированных решений. Раньше такие материалы целиком поступали из других стран — из Италии и Турции. Сегодня мы серьёзно потеснили их с этого рынка. Я говорю не только о рынке России, но и о зарубежных, ведь эту продукцию мы начинаем экспортировать. Полностью вытеснить импорт не удастся, да и нет такой цели, ведь мы производим материалы, в которых всегда будет присутствовать элемент моды и новизны. Наша задача — не только уметь повторять, но и создавать моду самим.

«Русская кожа» — крупнейший холдинг легкой промышленности России. Расскажите о ваших инвестициях и технологиях, которые вы применяете в производстве?

Если говорить о нашей компании «Русская кожа», мы направили инвестиции сразу в несколько направлений.

Во-первых, в расширение производства в других регионах с высоким потенциалом роста скотоводства, которые находятся в значительной удалённости от центрального региона. Выбор пал на Алтайский край, и в городе Заринске мы строим новый кожевенный завод.

Во-вторых, в создание производств новых, сложных, импортозамещающих материалов. Я говорю о производстве кожи для автомобилей и авиации. Сегодня автомобилестроение является драйвером промышленного прогресса, и кооперация с такой индустрией развивает наше производство и приводит его к новым, более высоким, стандартам.

В-третьих, в общее перевооружение — смену оборудования на новое, самое современное. Здесь мы решаем сразу несколько задач: это и повышение производительности, качества и конкурентоспособности нашей продукции, и создание более привлекательных рабочих мест для молодёжи с более высоким уровнем оплаты труда, и такая важная задача, как высвобождение производственных площадей для организации на них новых производств. Новое оборудование более компактное и более производительное и, как следствие, требует меньшей площади. За последние 5 лет нам удалось высвободить более 25 тыс. м². Именно на этих площадях мы организовали производство мягкой мебели из кожи, производство автомобильной и авиационной кожи, а 24 августа 2017 г. открыли новое производство кожи и меха из шкур овец. Таким образом, мы серьёзно удешевляем продукты и сокращаем срок окупаемости инвестиций.

В-четвертых, это инвестиции, направленные на повышение экологичности производства. Речь идёт не только о работе в области внедрения самых современных систем очистки, но и об организации побочных производств по переработке отходов до уровня сырья для других производств.

Расскажите о производственных успехах компании, ключевых проектах и планах на будущее?

В планы на будущее мы ставим себе повышение сервиса для наших потребителей. Это в первую очередь  касается сроков выполнения заказа и поставки продукции. Требования клиентов по этим показателям с каждым годом повышаются. Поэтому, для того чтобы работать с удалёнными клиентами, например с Вьетнамом, Индией и т.д., потребуется организация сервисных, а иногда и перерабатывающих центров. Такие предприятия у нас уже успешно работают в Китае и Европе. Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо уметь соперничать не только на своей, но и на чужой территории.

preview-full-preview-full-4.jpg

Отправляете ли вы продукцию на экспорт? Если да, то в каких пропорциях по сравнению с внутренним рынком? Какие основные страны-партнеры компании?

Экспорт продукции, безусловно, является важным направлением для нашей компании. Но мы не делаем для себя экспорт более приоритетным, чем поставки на внутренний рынок. Внутренний рынок по-прежнему имеет очень высокий потенциал роста, и мы всячески стараемся поддерживать отечественных производителей. Но, учитывая масштаб нашего предприятия, устойчивость и ритмичность производства всегда будет основной нашей задачей, а здесь помогает только диверсификация продуктов и широта географии продаж. Поэтому мы стремимся выдерживать баланс между экспортом и внутренними продажами, примерно 50/50. Экспорт также разделен на разные рынки: европейские компании, Китай, Индия, Вьетнам. Мы экспортируем более чем в 16 стран.

Является ли актуальным для компании кадровый вопрос? Хватает ли в индустрии квалифицированных специалистов? Как вы обучаете (повышаете квалификацию) своих сотрудников?

Любая компания хочет иметь грамотный, квалифицированный, инициативный персонал. Чаще всего, говоря о квалифицированных кадрах, задумываются об инженерах, технологах и т.д., то есть о специалистах. Мы смотрим на кадровый вопрос более широко и не уповаем на то, что кто-то должен подготовить для нас кадры. Мы сами организуем учебные классы по обучению как специалистов, так и рабочих. Мотивируем рабочих получать смежные специальности, создаем «библиотеку» знаний. К примеру, для того чтобы работать на новом оборудовании и обслуживать его, требуется обучение как рабочего, так и механика по настройке и ремонту. Поэтому мы приглашаем специалистов от завода-производителя и снимаем видеоматериал, как это необходимо делать. Этот материал становится неотъемлемой частью обучения. Используем, конечно, и практику обучения и стажировки наших сотрудников на зарубежных предприятиях. Хочется отметить, что и между ведущими предприятиями отрасли практикуется обмен опытом.

Как вы оцениваете меры господдержки индустрии?

Сегодня Правительство РФ и Минпромторг разработали и реализуют различный набор мер поддержки для каждой отрасли. Все они вырабатывались с участием отраслевых союзов и учётом особенностей и целей, стоящих перед предприятиями. На мой взгляд, меры очень ощутимые, но, конечно, от каких-то в скором времени придётся отказаться, а какие-то необходимо будет внедрить. К сожалению, не все предприятия имеют возможность получить эту поддержку, и вина здесь скорее не государственных институтов, а в способности бизнеса показать прозрачность своих предприятий и честно ответить, что бизнес может предложить взамен. Именно это сегодня мешает бизнесу развиваться. На это требуется время, но прогресс и здесь налицо.
Необходимо взаимодействие бизнеса и государства на системной основе с целью создания конкурентоспособных производственных компетенций.

легкая промышленность

Факты, тенденции, перспективы

Полную версию
проекта смотрите
с вашего компьютера.