На главную

Статья

Актуальные бизнес-тренды в индустрии моды

Актуальные бизнес-тренды в индустрии моды

О том, что на российском рынке растет спрос на отечественную продукцию и дизайнерскую моду, о ключевых факторах успеха локальных производителей, а также о том, что еще можно сделать для продвижения российских брендов на внутреннем и внешнем рынках, РБК рассказала Светлана Беляева, президент Российского союза производителей одежды (РСПО). 

Какую ключевую тенденцию в легпроме вы бы отметили сейчас?

Сложившаяся макроэкономическая обстановка дает отрасли возможности повышения конкурентоспособности: делает производство товаров легкой промышленности внутри страны конкурентоспособным по отношению к закупкам импортной продукции, а также повышает привлекательность российских предприятий для размещения заказов со стороны иностранных партнеров и российских брендов. Статистика это подтверждает. По итогам 1-го полугодия выросло производство мужских костюмов на 28,9%, трикотажных изделий — на 24,7%, мужских курток — на 5,7%.

Как обстоят дела с импортом одежды и обуви, по-прежнему россияне покупают много продукции иностранных брендов?

По нашим данным, импорт в Россию с января по июнь 2017 года увеличился на 27,4%. В среднем на 16% увеличился импорт текстиля и обуви из стран ближнего и дальнего зарубежья. Иностранные ритейлеры по-прежнему заинтересованы в России. Москва занимает третье место в Европе после Лондона и Парижа по присутствию основных международных брендов и является одним из лидирующих рынков по выходу новых брендов.

В настоящее время объемы рынка импортных товаров составляют 40–65% в различных ассортиментных группах.

В каких регионах наиболее развит импорт?

Для иностранных ритейлеров приоритетными являются Москва и Санкт-Петербург, к числу привлекательных относятся Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Ростов-на-Дону и Самара. В топ-10 попали Уфа, Казань, Нижний Новгород и Тюмень.

Однако многие производители отмечают, что на рынке растет спрос и на локальную продукцию. Так ли это?

В потребительском спросе формируется «национальный товарный патриотизм», покупатели стали отдавать предпочтение российским брендам.

Российских товаров больше в тех сегментах, где локальное производство исторически сильнее и сохранились крупные предприятия с хорошими традициями. Это мужские костюмы, верхняя одежда, трикотаж.

Какие уже зарекомендовавшие себя отечественные бренды вы бы отметили?

На российском рынке сложился серьезный сегмент производителей мужской деловой и повседневной одежды (костюмы, пиджаки, брюки, пальто), спортивной, джинсовой, одежды для отдыха. В их числе:

- псковская швейная фабрика «Славянка» - бренд Truvor;

- ковровская швейная фабрика «Сударь»;

- продукция под торговыми марками «Сударь» и Vensano;

- ЗАО «Александрия» (Краснодар) с известными торговыми марками Bellford, Sandro Visconti;

- новосибирская фабрика «Синар» и др.

Кроме популяризации российской продукции у широкой общественности, какие факторы успеха локальных производителей можно назвать?

Одним из существенных факторов успеха стала быстрота реакции на смену тенденций моды и запросов потребителя.

Специфика потребления показывает, что продавать и закупать одежду для мужчин гораздо сложнее. Мужчину мотивирует на покупку не следование модным тенденциям, а качество изделия, его посадка, функциональность, соотношение цены и качества. Мужчина высоко ценит сервис и хорошее обслуживание, ему нельзя что-то навязывать, он должен сам принять решение о покупке.

Продажи деловой мужской одежды составляют около 25% в традициях бизнес-стиля. Продажи одежды в стиле casual растут быстрее, хитом продаж становится так называемый travel suit: костюм, который удобно брать в командировку, совершать перелеты, он не мнется и не теряет форму, что связано с увеличением мобильности населения.

В числе активно развивающихся брендов:

- O3Ozone — российский производитель высокотехнологичной одежды для спорта и активного отдыха;

- Colletto Bianco — российская торговая марка производителей мужских сорочек.

А какие тенденции в женской моде?

В женской одежде большой интерес вызывает дизайнерская одежда. Италия является лидирующей страной по количеству брендов, представленных в России, в основном за счет люксовых игроков. Среди российских брендов Elis, Lavis, Pompa — женская верхняя одежда — имеют большое число магазинов для реализации продукции в различных регионах страны.

Торговая марка Liksti — дизайнерская верхняя женская одежда: пальто, куртки, плащи, полупальто, жакеты. «Трикардо» — торговая марка трикотажной женской одежды, производитель — уфимская «Трикотажница». Swank — российская молодая марка базовой женской одежды люксового качества из натуральных итальянских тканей: шелка, хлопка, шерсти и кашемира. При этом хочу отметить, что российские бренды выходят на международные выставки: Gallery «Елена Шипилова» с коллекцией «Осень — зима 2016/2017» с названием «Интеллектуальные игры» бренда женской одежды премиум-класса была представлена в Дюссельдорфе, в рамках ведущей международной выставки промышленных брендов одежды.

Рынок детских товаров и услуг остается достаточно стабильным и крайне интересным для бизнеса вне зависимости от экономической ситуации в стране и мире. Какие изменения происходят в этой индустрии?

Новое поколение является более внимательным потребителем, так как с пеленок учится принимать решения, выбирать информацию благодаря доступности интернета. Компетентность детей по достоинству оценивают производители, поэтому маркетологи взаимодействуют с ними в процессе выбора гардероба, обращая внимание на желания детей, а не родителей.

Для развития направления Минпромторг России ежегодно проводит конкурс: рейтинг российских организаций индустрии детских товаров «Сделано для детства».

Союз уделяет много внимания продвижению продукции легкой промышленности на внутренний и внешний рынки. Каковы ваши актуальные предложения по этой теме?

Во-первых, мы считаем необходимым активизацию работы с представителями зарубежных торговых сетей по локализации производства товаров на российских предприятиях для реализации в России и на экспорт. Опыт имеется в сети «Икея». В России действуют мировые торговые сети более 15 стран, в том числе Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китая, США, Таиланда, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Южной Кореи. Такую работу Минпромторг проводит с испанской группой Zara в текущем году.

Во-вторых, с учетом европейского опыта считаем целесообразным выделение на условиях аренды торговых площадей в гипермаркетах для товаров легкой промышленности по типу постоянно действующей ярмарки. Торговые сессии могут планироваться по времени с учетом ассортиментной линейки (трикотаж, одежда, детские товары, школьная форма, обувь и т. д.).

В-третьих, нужно формировать сети магазинов «Сделано в России» в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках на условиях частно-государственного партнерства и возможных региональных преференций для российских производителей.

На Петербургском международном экономическом форуме правительство Санкт-Петербурга при поддержке Минпромторга презентовало проект «Санкт-Петербург — центр индустрии моды и легкой промышленности». Проект ставит задачу: формирование индустрии моды как глобального сетевого рынка. Проект нашел поддержку регионов, так как направлен на выведение российских брендов на мировой рынок, развитие креативной экономики регионов России, повышение международного престижа России. Необходима финансовая и организационная поддержка реализации проекта.

легкая промышленность

Факты, тенденции, перспективы

Полную версию
проекта смотрите
с вашего компьютера.